Взгляните на картину Пикассо или, например, Микеланджело. Если мы будем анализировать их цвет, пигмент, холст, на котором они изображены, что за результат получим? Ведь реальное значение имеет только красота этих картин. Краска, холст, камень — это только составные части. Но красота, которая свойственна этим картинам — вот что истинно. Теперь представьте себе, что какой-нибудь микроб или насекомое упадет в краску и окажется на картине. Насекомому покажется, что оно расстается с жизнью, утонув в краске. Но в то же время, оно продолжает существовать как часть этой картины и ее красоты. Несмотря на то, что это всего лишь насекомое, оно составляет часть красоты картины Микеланджело или Леонардо да Винчи. Точно так же и мы — лишь насекомые, которые попали в краску жизни; в то же время мы — часть созданной Богом красоты, которая и есть жизнь.

Мы не можем этого понять, вот и всё. Творение прекрасно. Вы понимаете, что я имею в виду, когда говорю о красоте? Насекомое в краске — это уже составная часть красоты полотна, даже если оно барахтается в краске, умирая.

* * *

Мне кажется, такова человеческая природа: человек хочет остаться единственным живым. Его подталкивает к этому инстинкт выживания.

В любом человеке присутствует инстинкт выживания – что только он один должен выжить, а все остальные должны погибнуть. Мы все когда-то были сперматозоидами. Это – факт. А когда миллионы сперматозоидов стремились к яйцеклетке,  каждый из них понимал, что выживет лишь достигший ее. Каждый сперматозоид думал: «Выжить должен я, а все остальные пусть погибнут». Этот инстинкт гнездится там. Все хотят выжить. Это может показаться сатанинским заявлением, но так оно и есть.

Сочувствия друг к другу у сперматозоидов нет. Каждый хочет, чтобы все остальные погибли. Этот инстинкт сохраняется в нас. И сначала нам нужно преодолеть этот страх.

* * *

На самом деле деторождение проистекает из чувства самосохранения. Здесь играет роль страх смерти. Произведя на свет ребенка, мы сохраняем свои гены.

Кто боится смерти – будет постоянно жаждать секса. Таков у природы механизм самосохранения.

* * *

В: Я слышал, что во время войны или при неких трагических обстоятельствах люди испытывают большую потребность в сексе, чем обычно.

Ш: Да, потому что это единственный способ сохранить себя. И я скажу, что Бог даровал нам такой интересный способ самосохранения.

* * *

В: Каждый сперматозоид связан с определенной душой, духом – или на данном уровне такой связи еще нет?

Ш: Нет, сперматозоиды – просто продолжение нашей собственной души, нашего бытия. Они практически одинаковы, равны во всем.

В Ведах сказано «путра вай аатма су». Это означает «Ребенок – душа своего отца».

* * *

В: Значит, нам повезло – мы выиграли гонку.

Ш: О, да. Я также замечу, что влечение к женскому началу, к женщине начинается с этой стадии. Каждый сперматозоид знает, что, достигнув яйцеклетки  — воплощения женского начала – он будет ею спасен. В этом – основа влечения к женщине.

Если женщина говорит: «Я люблю тебя», что это означает? Что она готова спасти вас, спасти ваши гены и продолжить их. И вместе с тем женщины спасают вашу душу.

* * *

Человек продолжает свое существование благодаря женщине, поэтому женщины окружены почтением. Они созданы Богом, чтобы спасти гены человечества.

Если женщина думает: «О, бедный, я должна его спасти», — значит, она наверняка согласна выйти замуж за этого человека. Я уже говорил это нескольких людям и скажу опять: если хотите сделать девушке предложение, встаньте перед ней на колени, возьмите ее за руку и скажите: «Спаси меня, пожалуйста». Именно это они и делают.

Спасение означает сохранить свои гены на земле. В этом вам может помочь лишь женщина – другого способа нет.

В истории вы можете прочитать о спасении человечества, но нигде не упоминается о спасении женщин, потому что женщины и есть спасительницы.

* * *

Если у человека нет страха смерти, желание секса пропадает. Это главная мотивация – если у вас есть страх смерти, именно он заставляет вас бегать за девушками – ведь на инстинктивном уровне вы хотите сохранить и передать свою генетическую информацию. А если нет страха смерти – то и сексуального влечения нет. Таков мой подход к этому вопросу.

* * *

У йогов такого страха нет. Ему ни к чему быть спасенным. Он уже вышел за пределы происходящего. Он знает, что происходит, поэтому ему не нужно продолжать себя.

* * *

Йога не отрицает сексуальности, но сексуальность следует лучше постичь.

* * *

В тот момент, когда вы начнете понимать, что из себя представляет секс, вы выйдете за его пределы. Мы обсуждали это много раз: в основе нашего сексуального инстинкта фактически лежит страх исчезновения. Секс — ничто иное, как инстинкт самосохранения. Таким образом, в момент, когда мы преодолеваем страх смерти, потребность в сексе также исчезает.

* * *

В: Значит, можно сделать вывод, что когда-нибудь все человечество достигнет такого высокого уровня сознания,  что этот страх исчезнет.

Ш: Не думаю. Лишь немногие из людей достигнут этого уровня. Лишь тот не будет думать о сексе и продолжении рода, кто преодолел страх смерти.

* * *

Есть более глубокая реальность. Это когда мы ощущаем, что наше сознание не ограничивается границами нашего тела, что мы будем существовать независимо от того, обладаем телом или нет. Именно тогда первое чувство сострадания родится в сердце. Неважно, если тело при этом отсутствует.

И поэтому наша традиция йоги призывает: развивайте свое сознание, чтобы оно выходило за границы вашего тела. Только тогда вы испытаете истинное сострадание. Начнете уважительно принимать существование любого живого существа. И инстинкт, говорящий: «Жить должен только я один. Остальные умрут» — уйдет. Все великие диктаторы, на чьей совести столько смертей – такие как Гитлер и прочие – все как один боялись. Им хотелось остаться единственным живущим. Поэтому они уничтожили столько людей. Значит, можно считать, что они были просто сперматозоидами – не более. Но, будучи йогами, мы преодолеваем этот инстинкт. Только после этого мы начинаем ценить истинную красоту жизни. До этого никто о ней и не подозревает.

* * *

У нас у всех разное представление о бессмертии. Каждый делает ради него всё, на что способен в данных обстоятельствах.

* * *

Есть одно стихотворение: «Я жажду славы. Все остальное меня не заботит. Если обо мне пойдет дурная слава — это ведь тоже слава». Да, они жаждут славы — от Ли Харви Освальда до Джека Потрошителя. Убив известного человека, сам становишься знаменит.

Быть может, слава связана с бессмертием: даже после своей смерти они будут по-прежнему живы в людской памяти. Это дарит человеку что-то очень возвышенное. Чувство величия.

* * *

У меня был комикс – как вы можете заметить, на меня большее впечатление производят комиксы, чем религиозные книги. И там была история Халифа Гаруна Аль Рашида из «Тысячи и одной ночи». В ней он встречается с повелителем снов Морфеем. И у них происходит разговор. Он говорит: «Я хочу, чтобы меня сделали бессмертным, я хочу быть бессмертным!» И повелитель снов говорит: «Хорошо, я сделаю тебя бессмертным!» Он сказал: «Как?» И повелитель снов говорит: «Я сделаю твою историю частью воображения остального мира. Это сделает тебя бессмертным!» Это потрясающие слова, и я тоже в них верю. Да, если ты живешь в воображении людей, ты бессмертен.

* * *

В: В наше время по телевидению показывают различные передачи с участием самых простых людей. И очень многие мечтают о том, чтобы хотя бы на минутку предстать перед взорами широкой публики. Это как-то связано с неосознанным желанием обрести бессмертие?

Ш: Да, мы хотим стать частью общечеловеческой памяти.

В: Но можно ли это назвать истинным бессмертием?

Ш: Если вам удастся стать частью воображения человечества, это будет ничуть не хуже бессмертия.

* * *

В: Индусы очень любят фотографироваться на улицах. Они просят снять их на фотоаппарат, даже если очевидно, что они никогда не увидят снимок.

Ш: Это потому, что неосознанно они понимают, что это не просто фотография. Это способ поймать и сохранить мгновение жизни. Поэтому они идут на такое. Вы сохраняете на снимке определенный момент их жизни. Даже если они не увидят его, непременно увидит кто-то другой – и этого достаточно. Вот почему нас так привлекают кинозвезды. У них есть привилегия – постоянно попадать в кадр.

* * *

Я часто говорю, что люди, населяющие этот мир, на самом деле не являются жителями единого мира. Существует почти семь миллиардов непохожих друг на друга миров.

* * *

Кто угодно любит хвастаться и рассказывать истории. И всем нужна публика, готовая слушать с интересом. А если никто не слушает – человек несчастлив. Человек создает себе аудиторию – это очень важно для него. Каждый из нас – главный герой своей жизни (или героиня). И мы хотим похвастаться своими подвигами, чтобы утвердиться в глазах окружающих – а никто не желает слушать.

* * *

У всех людей собственное представление о себе не сходится с действительностью. Всё время присутствует какое-то фальшивое Я.

* * *

Как насчет тех, кто играет в массовке? Несмотря на то, что мы смотрим на них как на толпу, каждый из них считает себя главным персонажем в этом фильме. Я был знаком с одним стариком – сейчас его уже нет в живых — которому когда-то удалось получить роль в массовке одного знаменитого индийского фильма. Он постоянно показывал нам тот кадр, где он был виден. И все повторяли: «Да, да, ты так знаменит!» Ему это очень нравилось, он просто наслаждался своей славой.

* * *

Фильм — это собрание множества кадров. Но эти кадры движутся так быстро, что нам кажется, будто перед нами — единый фильм. Таково наше восприятие. До тех пор, пока мы остаемся частью фильма, мы не можем познать истинную реальность. Для этого необходимо выйти за пределы фильма, так чтобы он стал объектом нашего познания. Иначе мы просто продолжаем играть разные роли.