В: Что это за опыт Самадхи, к которому вы стремитесь?

Ш: Это — прямое переживание смерти и того, что происходит после нее. Вы умираете физически, оказываетесь духом, испытываете множество переживаний… и  приходит знание.  Затем вы возвращаетесь — и тело снова живо.

***

В: Что означает само слово «Самадхи», каково его значение?

Ш: «Самадхи» и «смерть» – синонимы. В Бхагавад Гите Кришна говорит Арджуне: «Я – смерть». Смерть – самое близкое человеку. Это легко понять: пастушки-гопи – словно бессмертные души. Когда смерть зовет их, они все бросают и спешат навстречу смерти.

В: Значит, Кришна – смерть?

Ш: Он сам говорит так. Жизнь навеки влюблена в смерть. Вот почему мы спешим навстречу смерти.

В: Возможно, смерть – один из аспектов Бога, но вступая в отношения с гопи, Кришна является не как смерть, а как любовь.

Ш: Я же говорил, что гопи – это бессмертные души: они покидают тело по зову смерти, они спешат ей навстречу.

***

Есть одна индийская поэма – в ней говорится, что цель жизни – смерть, и нет другого пути. Жизнь всегда стремиться навстречу смерти. И я должен сказать, что мгновения их встречи – прекрасны. В индийской мифологии есть рассказ о том, что смерть была сотворена в образе очень красивой женщины.  Когда ей сказали, как она прекрасна, смерть отказалась от красоты – слишком ужасно было ее имя. Однако Создатель сказал ей: Тебя никогда не будут винить ни в чьей гибели. Всегда будут винить что-то другое. И послушайте: «этот умер от рака», «тот умер от сердечного приступа», «тот погиб из-за несчастного случая». Ни о ком не скажут: «он умер, потому что его забрала смерть». Когда в Индии говорят о любви, все выражения связаны со словом «смерть». Говоря о парне, влюбившемся в девушку, индусы обычно используют выражение: «Он умирает из-за нее».

***

Мы испытываем страх смерти – а он связан с прекращением дыхания. Вот мы и беспокоимся об этом. Думаю, без этого нельзя обойтись – смерти боятся все.

***

Любая из практик йоги, предшествующая вхождению в Самадхи, сосредоточена на дыхании.  И Библия говорит: «И вдохнул он дыхание жизни в его ноздри». Значит, дыхание – от Бога. Библия говорит, что дух есть Бог. Дух – то, что внутри нас, то, что связано с дыханием. Думаю, можно дыхание назвать духом, поскольку оно дано нам Богом. Если мы почитаем какого-то духа, то либо это дыхание, либо что-то связанное с ним. Во время практики с дыханием что-то происходит. Это напрямую связано с Богом, поскольку душа есть Бог.

Единственный способ, которым можно почитать Бога – это при помощи дыхания. Это прямой путь к нему.

Зная все секреты дыхания, обретаешь свободу от  материального мира, от границ физического тела, да и разума тоже. Выходишь за их пределы. Это означает единение с Богом – или духом – поскольку наступает осознание того, что наша природа – духовная, а не физическая.

***

Йоги верят, что дыхание воздействует на разум.  Если вы успокоите свой ум, дыхание остановится автоматически и наоборот, потому что никто не может остановить свой разум непосредственно.  Так что мы начинаем с дыхания. Пытаясь успокоить дыхание, мы успокаиваем разум — и когда разум неподвижен, дыхание остановлено, вы готовы погрузиться внутрь собственного разума.

Достигнув абсолютного спокойствия, вы постигнете дух внутри вас — а это и есть Бог.

***

Однако йогическое понимание непоколебимости – это когда ваш разум достиг такого высокого уровня активности, что окружающим он кажется неподвижен. Например, вы летите на самолете из Москвы в Индию. Летите на очень большой высоте, не имея вокруг ничего, с чем можно было бы сопоставить движение самолета. Если посмотреть в иллюминатор, самолет покажется вам неподвижным. Так же и разум, работая с огромной скоростью, при отсутствии чего-нибудь, сопоставимого с его работой, чтобы ее оценить, будет казаться совершенно безмятежным.

В: Правда ли, что когда разум работает с такой скоростью, он становится неуправляемым?

Ш: Да. Но существует сосредоточение. Взгляните, как выступают гимнасты. Все думают о том, как легко они выполняют движения – и как прекрасно. Но ведь степень сосредоточения, необходимая для этого – явление физическое. Совершенство достигается, только если сосредоточиться.

Вы знаете Бату? Он чемпион мира. Благодаря тому, что он совершенен, ему удалось заставить разум и тело действовать синхронно. Когда бы вы на него ни взглянули, он всегда спокоен. Никогда вы не увидите, чтобы Бату делал лишние движения. Но человек, чей разум не так мощен, будет делать лишние движения.  Дело в том, что чем мощнее разум, тем безмятежнее выглядит человек. Стоячая вода глубока, как гласит пословица. Если вода спокойна, значит там большая глубина.

***

Полная неподвижность невозможна. Даже если уподобиться камню, все равно не будешь неподвижным. Внутри будет продолжаться вечное движение.

Когда что-то движется на очень быстрой скорости, оно кажется неподвижным. Значит, неподвижность – это не остановка. Это достижение максимальной скорости.

Это легко объяснить с точки зрения физики. Если двигаться со скоростью света, тело войдет в состояние полного покоя: дыхание прекратится, сердце остановится, тело будет казаться неподвижным. Это означает, что движение на предельной скорости даст вашему телу абсолютный покой. Думаю, этому же учит и йога. Когда сознание движется на очень высокой скорости, тело кажется неподвижным.

***

Когда человек входит в Самадхи, он видит все происходящее на Земле в данный момент. Все совершающиеся убийства, смерти, рождения, труд людей – много всего.

В: Одновременно?

Ш: Да – ведь вы подключаетесь к вселенскому сознанию.

В: Развитие ума до такого уровня – связано ли оно с развитием мозга в психологическом понимании, или это разные вещи?

Ш: Мозг в психологическом понимании – это вместилище ума. Его развитие безусловно осуществится, чтобы ум мог работать в полную силу.

***

В: А если йог умер, не достигнув Самадхи?

Ш: Тогда его практика продолжится после смерти. Здесь я замечу, что истинная практика пранаямы начинается, когда вы пребываете в воздушном теле – в Вайю Шарир.